19 мая в ЦСИПИ состоялся открытый семинар «Ядерный апокалипсис глазами западных кинематографистов времен холодной войны», который провел Михаил Агапов.
Михаил Агапов начал с идеи о том, что XX век подарил кино, как новый источник доступный для проведения исторических исследований. По его мнению, кино как исторический источник имеет особое значение для ученых, поскольку оно напрямую связанно с потребностями зрителя. По мнению Агапова, образ ядерного апокалипсиса был одной из доминант западной массовой культуры второй половины ХХ века. В своем исследовании он попытался выяснить, как он формировался, трансформировался и осмысливался западными кинематографистами.
Согласно Агапову, до 1949 года прилагательное «атомный» занимает особое место в американском общественном сознании и на рынке. Атомный гриб – это своего рода символ победы, слово «атомный» используется для позитивной характеристики товаров и услуг. Однако с момента проведения испытаний ядерной бомбы СССР ситуация кардинально меняется: разрабатываются сценарии возможной атомной войны, выпускаются справочники о том как выжить во время ядерной войны и начинаются создаваться истории о возможных последствиях атомной войны. Именно с этой даты Агапов формирует свою выборку фильмов о ядерном апокалипсисе, разделив ее на три этапа. Выборка включила фильмы из США, Великобритании, Канады, Австралии, Италии и Греции.
Первый этап включает фильмы с 1949 до наступления Карибского кризиса. Этот этап характеризуется тем, что персонажами фильмов выступают простые люди: водопроводчики, водители и др., которые случайно выживают и оказываются в опустошенном мире без разрушений. Согласно этим фильмам причиной этого опустошения становится «атомная волна» или «атомный яд». Примечательно также, что фильмы, относящиеся к этому периоду, чаще всего поднимают тему последнего человека на Земле, а не проблематику атомной войны.
Во второй период в центре внимания оказывается проблема контроля над ядерным оружием. Наиболее распространенным сюжетом становится выход из подчинения автоматизированных систем гарантированного ответного ядерного удара (так называемой "Машины судного дня").
Третий период, начинающиеся с середины 1970-х и заканчивающиеся с распадом СССР, поднимает тему ядерной зимы. Для него характерна концентрация внимания на разного рода подсчетах и тактическом применении оружия для нанесения ядерных ударов. Кроме того, в нем затрагивается тема стимуляции военных действий третьей стороной. Примечательно также, что в отличие от британских фильмов этого периода, американские имеют более оптимистичный взгляд в будущее.
Список наиболее интересных фильмов по мнению Михаила Агапова |
• 1950-е Пятеро / Five (США, 1951) День, когда Земле пришел конец / Day the World Ended (США, 1955) На берегу / On the Beach (США, 1959) Мир, плоть и дьявол / The World, the Flesh and the Devil (США, 1959) |
• 1960-е Это не учение / This is Not a Test (США, 1962) Паника в нулевом году / Panic in Year Zero! (США, 1962) Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (США, Великобритания, 1963) Система безопасности / Fail-Safe (США, 1964) Военная игра / The War Game (Великобритания, 1965) Жилая комната / The Bed Sitting Room (Великобритания, 1969) Планета обезьян / Planet of the Apes (США, 1968) Под планетой обезьян / Beneath the Planet of the Apes (США, 1970) Колосс: Проект Форбина / Colossus: The Forbin Project (США, 1970) |
• 1970-1980-е Долина проклятий / Damnation Alley (США, 1977) Военные игры / WarGames (США, 1983) Завещание / Testament (США, 1983) На следующий день / The Day After (1983) Нити / Threads (Великобритания, Австралия, США, 1984) Последняя надежда / Def-Con 4 (Канада, 1985) Когда дует ветер / When the Wind Blows (Великобритания, 1986) Волшебная миля / Miracle Mile (США, 1988) Ядерный рассвет / На рассвете By Dawn's Early Light (США, 1990) |