Может ли кухарка управлять государством?

Может ли кухарка управлять государством?

Удивительный парадокс возник в России восемнадцатого века - в стране господствуют нормы Домостроя, женщина в обществе воспринимается как «сосуд греха» и является «человеком второго сорта», а  у власти находятся одни женщины. Эти императрицы успешно правили три четверти века – «три вдовицы и девица» - Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II и Елизавета Петровна.

Вполне обыденным  для того времени было восприятие неспособности женщины заниматься делами, требующими умственных и волевых усилий. В подобной традиционной гендерной дискриминации женщины не вписывались в систему  управления государства, а если они находились у власти, то это правление считалось временным или вынужденным. За высказывание негодования нахождения женщины у власти многие комментаторы могли попасть в Тайную канцелярию. Например, довольно частый  оскорбительный застольный тост звучал так: «Да здравствует всемилостивейшая государыня императрица, хотя она и баба!».

Особым непременным институтом в его преимущественно сексуальном подконтексте стал институт фаворитизма. Проявлением фаворитизма было скрытое и прямое господство, проявлявшееся в стремлении замаскировать непристойный характер власти.  Значимость фаворитов при дворе имела огромное значение, впоследствии непосредственная утрата сексуальности во властной основе предвещала «закат фаворитизма».

Евгений Викторович Анисимов  российский историк, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии наук. Автор и ведущий исторических программ «Дворцовые тайны» и «Кабинет истории» на телеканале «Культура».