Окно возможностей или ловушка? Правила игры для предпринимателей в депутатских собраниях российских регионов

Окно возможностей или ловушка? Правила игры для предпринимателей в депутатских собраниях российских регионов

18 ноября социолог Мария Сакаева провела открытый семинар на тему "Окно возможностей или ловушка? Правила игры для предпринимателей в депутатских собраниях российских регионов".

  • Мария Сакаева – кандидат социологических наук, НИУ ВШЭ, старший преподаватель в Сыктывкарском государственном университете.

В своем исследовании Мария Сакаева рассматривает депутатский мандат как инструмент развития бизнеса в условиях неблагоприятной предпринимательской среды и фактической легитимации «нецелевого использования» властного ресурса.

Исследовательница утверждает, что несмотря на несовершенство политических институтов и работы рынка в переходных обществах, участие предпринимателей в избирательных в органах власти  может рассматриваться как стратегия по развитию и защите бизнеса за счет использования властных ресурсов. Более того, любая форма участия предпринимателя в политике - это свое рода коммерческое предприятие. Мария Сакаева отметила, что свои действия бизнесмены с опытом депутатской деятельности определяли свою стратегию следующим образом: «политика как бизнес».

Таким образом, приобретение депутатского мандата должно отвечать требованиям деловой операции: продуманное инвестирование, минимизация рисков, максимизация выгод. Для предпринимателей важен не только объем затраченных ресурсов (прежде всего, финансовых), но и объект их вложения.

В исследовании был проведен эконом-социологический анализ специфики предпринимательской деятельности представителей бизнеса, являющихся депутатами региональных и муниципальных собраний депутатов в современной России. Были оценены масштабы прихода бизнесменов в органы законодательной власти российских регионов и состав этой группы с точки зрения типов представленных в парламентах фирм. Особое внимание Мария Сакаеваа уделила мотивации представителей бизнеса, избирающихся в состав депутатских собраний, с акцентом на влияние институциональной среды на этот процесс. Оценивая возможности и ресурсы, доступные предпринимателю с депутатским мандатом для оптимизации положения на рынке, исследовательница остановилась на характере отношений предпринимателей с представителями власти, социальных связях и сетях в структурах власти, формирующихся у предпринимателей, совмещающих коммерческую деятельность с депутатской.  

Исследование проводилось с 2009 на основе качественных методов в Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и Перми. Информантами выступили депутаты-бизнесмены и депутаты, работающие на постоянной основе, эксперты, юристы, малые и сред предприниматели. Поиск информантов происходил через личные рекомендации и связи, «снежный ком», «холодные звонки», а также по инициативе самих информантов.

В дискуссии, последовавшей за семинаром, был поднят вопрос о применимости конструктивизма вместо теории рационального выбора как инструмента поиска мотивации бизнесменов, поскольку, по мнению участников дискуссии, рационально действуют не только акторы в бизнесе, но и в политике, то есть выгодность аффеляции с властью для предпринимателя очевидна, поскольку она помогает защищать бизнес.