Ричард Папп о юморе и идентичности в культуре современных венгерских евреев

Ричард Папп о юморе и идентичности в культуре современных венгерских евреев

21 сентября Ричард Папп, культурный антрополог из Будапешта, провел открытый семинар «Юмор и идентичность в культуре современных венгерских евреев»

Обращаясь в своей исследовательской работе к теме юмора, Ричард Папп изучает то, как он вписывается в концептуальные и практические аспекты культуры еврейского народа, живущего в Венгрии. Ученый пытается выяснить каково отношение юмора венгерских евреев к «культурно-традиционному канону», существующему в рамках общих ценностей и норм. Как воспринимают шутки те, кто смеются над ними: несообразными и предосудительным или как своего рода «культурный апокриф», норму? Когда, с кем, как и почему венгерские евреи могут шутить?

По мнению Паппа, юмор и самоирония, стремление к упрощению исполнения жестких предписаний Торы, являются определяющим мотивом традиционного еврейского фольклора. Самоирония неотделима от многовековой истории восточно-европейского еврейского фольклора. Юмористические комментарии и остроумные замечания относятся даже к самому мрачному дню для еврейского народа, национальному дню траура «Девятое ава». Папп считает, оценивать эти шутки можно по-разному, как богохульство или как иронию. Однако куда важнее обратить внимание на то, что в центре этих шуток всегда находится несовершенный человек. Священные картины и религиозные обряды критике не подвергаются. Именно поэтому штуки венгерских евреев и еврейского народа в целом, следует истолковывать как «мы есть то, кто мы есть», т.е. как ирония над стереотипами о самом себе, отказ признавать собственные недостатки, своего рода жалоба и перекладывание ответственности на Бога.

В своих работах Папп отмечает, что его респонденты неоднократно подчеркивали, что суть еврейского юмора – это свобода шутить о предметах, связанных с ритуалами или священными обрядами, которые будут рассматриваться «кощунственно» в других религиях. Таким образом, «свобода» юмора выступает своего рода укрепляющим факторов в восприятии собственной религии для еврейского народа, ключевой для характеристики еврейской идентичности.

Эмпирическим базисом для проведения исследования юмора еврейского народа в Венгрии стали многочисленные интервью, взятые у членов еврейской коммуны Будапешта. Всех интервьюированных Папп разделил в соответствии с принадлежностью к еврейским группам, возникшим в Венгрии после «Эры реформ»: более свободную и эмансипированную группу неологов и консервативную группу ортодоксов.

Во время дискуссии участники семинара обсудили роль юмора в контексте стремления к адаптации, рассмотрели юмор как средство преодоления отчуждения и механизма «выпуска пара» в культуре еврейского народа. Были приведены примеры о том, что на некоторых территориях евреи могли маркироваться как «люди востока». Адаптируясь к влиянию внешней среды, они начинали носить внешние атрибуты «восточного человека» для отражения этого представления о них.