Любовь к родине: ежедневный патриотизм в России

Любовь к родине: ежедневный патриотизм в России

1 декабря профессор Пол Гуд провел открытый семинар на тему «Любовь к родине: ежедневный патриотизм в России».

  • Пол Гуд (Paul Goode) - Politics, Languages and International Studies (PoLIS), университет Бата, Великобритания.

Профессор Гуд занимается исследованием современного патриотизма в сравнительной перспективе, используя конструктивистский подход. Этот подход не ставит в центр внимания элиты и институты, а фокусируется на повседневных практиках с помощью которых создаются, закрепляются, воспроизводятся или борются с трудностями этнические и национальные идентичности. По мнению профессора, благодаря изучению «повседневного патриотизма», конструктивизм, как научный подход, может получить толчок для дальнейшего развития. Кроме того, профессор считает, что изучение современного патриотизма имеет особое значение для политических наук, поскольку патриотизм предоставляет ресурсы для легитимации режима, давая возможность для манипуляции патриотическими нарративами самим гражданам.

На прошедшем семинаре, профессор Гуд представил данные по его текущему исследовательскому проекту о патриотизме в современной России. Обращаясь к идее о том, что патриотизм стал ключевой идеей в современной российской политике, он ставит своей целью понять, насколько россиянам близок официальный бренд патриотизма и влияет ли патриотизм на успешность коллективных политических действий.

Исходя из конструктивистского подхода, профессор Гуд провел полевую работу в России, собрав в течение трех недель 30 глубинных интервью в Тюмени (лето 2014), 35 глубинных интервью и провел четыре фокус-группы в Перми (ноябрь-декабрь 2015). Ключевой идеей исследования было попросить респондентов самих объяснить, что для них значит быть патриотом в современной России. Интервью из Тюмени были транскрибированы и закодированы с использованием программы «Nvivo10»; работа с интервью из Перми на момент проведения семинара еще была в процессе.

В соответствии с полученными данными, профессор создал модель патриотических практик в современной России, включившую практики «сверху вниз» (практики государственного патриотизма) и «снизу вверх» (практики, демонстрирующие как россияне понимают и практикуют патриотизм). Первая категория включила четыре вида практик: активировать патриотизм других, противостоять сегодняшним врагам, любить родину такой, какая она есть, исполнять (показной патриотизм). Вторая категория («снизу вверх») имеет два типа практик: сравнивать и жить; каждая из них имеет две подкатегории. «Сравнивать» означает сравнивать Россию с чем-то еще; подкатегориями для данной практики стали: дифференцировать патриотизм от национализма, политики и выгоды и ностальгировать по советскому детству, которого респондент не имел. «Жить» - это практика, которая довольно часто означала сохранение чистоты в городе или стране; подкатегориями для данной практики выступили «улучшать», что означало хорошо выполнять собственные обязанности и «выбирать», что значило сделать трудный выбор (не покидать страну).

Подводя итоги, профессор сравнил практики повседневного патриотизма и политические предпочтения Россиян, представив их отношения в виде матричной модели. По его мнению, существует зависимость между амбивалентностью режиму и «настоящим» патриотизмом, отражающиеся в таких практиках как «любить», «сравнивать» и «жить». Поддержка режима чаще имела связь с такими «не настоящими» проявлениями патриотизма как «активировать», «исполнять» и «противостоять».