Реформа МСУ в Пермском крае: "to be continued"

Реформа МСУ в Пермском крае:

Для исследователей реформа местного самоуправления это, прежде всего, эмпирический материал, на ее примере они пытаются понять, чем и как руководствуются региональные власти? Какие стратегии используются? Насколько различны интересы региональных властей и муниципалитетов?

Об этом нам рассказала Надежда Борисова (к.полит.н., доцент кафедры политических наук ПГНИУ) на открытом семинаре, посвященном проблемам взаимоотношения региональных и местных властей на примере реформирования МСУ в Пермском крае.

Какие же цели преследовала реформа МСУ? В 2003 году 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определил основные цели реформы:

− Создание двухуровневой организация системы МСУ;

− Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти на региональном и местном уровнях;

− Разграничение расходных обязательств и закрепление доходных источников;

− "Понуждение" граждан и сообществ к участию в решении местных вопросов.

С 2005 года Пермский край спешно начал проводить реформу, при этом не обладая определенной стратегией, став "флагманом в реализации местного самоуправления". Вследствие стремления регионалов буквально воплотить требования нового закона возникла проблема переизбытка муниципалитетов, не обладающих необходимой для нормального функционирования ресурсной базы. Спустя два года был запущен обратный процесс укрупнения или так называемой «оптимизации»: к 2013 году число муниципалитетов сократилось с 363 до 339. Таким образом, региональная власть, несмотря на изначальные идеологические приоритеты, пошла на поводу утилитаристских интересов по обеспечению субординации властных отношений или управляемости.