Сити-менеджеры побеждают. Реформа местного самоуправления в условиях трансформации режима

Сити-менеджеры побеждают. Реформа местного самоуправления в условиях трансформации режима

4 мая в ЦСИПИ прошел открытый семинар Павла Кононенко «Сити-менеджеры побеждают. Реформа местного самоуправления в условиях трансформации режима».

  • Павел Кононенко - старший преподаватель кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук.

Павел Кононенко представил результаты исследования реформы системы местного самоуправления в РФ, стартовавшей в 2003 году. Согласно Кононенко, исследования затрагивавшие тему реформы МСУ, выявляли факторы ее реализации, в связи с чем, исследовательская выборка городов составляла, как правило, две группы: города сохранившие прямые выборы мэра и отказавшихся от них. Однако как замечает Кононенко, развитие ситуации после введения в федеральный закон поправок 2014 года показывает, что процесс принятия или не принятия нового для России института сити-менеджера не стоит на повестке дня, поскольку исход принятия предопределен. То есть, в ситуации, когда регионов, продолжающих проводить прямые выборы главы местной власти, практически не осталось интересен срок реализации реформы системы МСУ в каждом конкретном случае. В связи с чем, исследовательский вопрос, по мнению Кононенко, следует сформулировать следующим образом: «когда реформа будет проведена?» Таким образом, срок (время) проведения реформы МСУ в каждом из регионов выступает предметом анализа, а целью выступает выявление факторов, способствовавших или препятствовавших введению института сити-менеджера в региональной столице.

Исходя из логики исследовательского вопроса, был избран один из видов «survival analysis» - пропорциональная регрессия Кокса. В соответствии с правилами избранного метода были сформированы независимые и зависимая переменные. Зависимая переменная – это «риск» введения сити-менеджера, измеренный в продолжительности срока, прошедшего в момента введения реформы до момента принятия института сити-менеджера в столице региона. В качестве независимых выступили: дистанция – географическая отдаленность региональной столицы от Москвы (1), зависимость региона от субсидий (2), сменяемость мэров (3), ЭЧП (эффективное число партий) в региональном электорате на федеральных парламентских выборах 2007 года (4) и ЭЧП региональный парламент – ЭЧП в региональном электорате на региональных парламентских выборах созыва (5). В результате анализ показал, что все независимые переменные статистически значимы, однако не одинаково. Кроме того, не все изначальные предположения о характере связи между зависимой и независимыми переменными оказались верны. Так, переменная “ЭЧП региональный парламент”, в отличие от “ЭЧП 2007”, оказала положительное влияние на риск введения сити-менеджера.

Главный вывод исследования состоит в том, что чем “дальше” географически и экономическо-политически региональная столица находилась от федерального центра и чем выше была фрагментированность региональной и местной политической элиты, тем меньше был риск введения сити-менеджера.