Открытый семинар Александра Чащухина "Как нужно было вести уроки в послевоенной советской школе", 18 октября 2016 г.

Открытый семинар Александра Чащухина

18 октября в Центре сравнительных исторических и политических исследований прошёл открытый семинар историка, доцента кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ-Пермь Александра Чащухина, посвящённый урокам в послевоенной советской школе. В своём докладе Александр отметил важность исследования взаимодействия учителей и учеников на занятиях, вопроса, который до сих пор остаётся недостаточно разработанным в отличие от анализа методических и учебных материалов послевоенного периода. Уникальным источником для изучения этого вопроса стали отчеты органов управления образованием, в которых разбирались ошибки учителей.

Отчёты проверяющих - как правило, учителей со стажем, - дают возможность рассмотреть практики уподобления/различения: ошибки, отмеченные проверяющими, фиксируют классификационные схемы правильного/неправильного. Документы проверок позволили вскрыть сбои в идеологической машине: у учителей зачастую не хватало необходимых ресурсов (вплоть до учебников и словарного запаса), чтобы "правильно" воспроизвести идеологическое измерение учебного материала, поэтому проверяющие часто отмечали "формализм", неспособность учителя связать учебный материал с советским настоящим и его достижениями, как ошибку. Ситуация начинает меняться в хрущёвский период, когда, с одной стороны, проявляют себя новые подходы к преподаванию, с другой стороны - урбанизация и рост образованности ведут к появлению запроса на новый язык.