Есть ли политика в местечковых, повседневных и бытовых мобилизациях? Размышления на примере России

Есть ли политика в местечковых, повседневных и бытовых мобилизациях? Размышления на примере России

5 мая в ЦСИПИ состоялся открытый семинар Карин Клеман «Есть ли политика в местечковых, повседневных и бытовых мобилизациях? Размышления на примере России».

  • Карин Клеман (Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, Центр им. Эндрю Гагарина по изучению гражданского общества)

В своем выступлении Карин Клеман затронула вопрос о том, что такое политика. Следует ли рассматривать ее как отдельную сферу высоких идей и идеалов или возможна низовая политика, основанная на опыте коллективных действий обычных граждан, борющихся за сохранение или улучшение своих бытовых условий. По ее мнению такая постановка вопроса в России имеет особое значение, поскольку здесь существует разделение на «быт» - сферу пошлого и приземленного и «бытие» - сферу высоких идеалов.

Примечательным для Клеман кажется то, что в России как и во многих других странах, прогрессивная гуманистическая интеллигенция отказывает этой бытовой борьбе во всяком политическом смысле. Более того, сами участники низовых социальных инициатив часто отрицают политическую составляющую их общественной деятельности.

На примере анализа нескольких явных случаев политизации низовых инициатив (Калининград. 2010; Астрахань, 2012), а также на примере «деполитизации» «политического» движения «За честные выборы», Карин Клеман попыталась ответить на вопрос, имеют ли все эти движения отношения к политике. Она отметила, что в целом в Росси больше мелких, прагматических, «приземленных», чем широких общественных движений, однако последние остаются по разным причинам незамеченными или быстро стираются из коллективной памяти населения. Кроме того, несмотря на то, что значительная часть ее респондентов утверждает, что их действия не имеют отношения к политике, по ее мнению, все эти движения в той или иной степени политизированы, поскольку они тесно связаны с понятием “collective empowerment”. Это трудно переводимое на русский язык понятие и есть зерно политизации, поскольку оно тесно связано с массовостью и солидаризацией населения. Однако как отмечает Клеман, ссылаясь на Артемия Магуна и коллективную монографию «Политика аполитичных», данные движения имеют весьма ограниченный радиус политизации своих участников. Более того, большинство из этих движений имеют единственную цель – защиту личного пространства, то есть, в некотором смысле следуют принципу “not in my backyard”.