Открытый семинар "Revolution or Revelation? Soviet Antichrist in Various Russian Discourses After 1917"

Открытый семинар

15 февраля в Центре сравнительных исторических и политических исследований прошел открытый семинар «Revolution or Revelation? Soviet Antichrist in Various Russian Discourses After 1917» аспирантки Гесенского университета в Германии Магды Долински-Рыджек.

В докладе автор задается вопросом почему большевистская революция была интерпретирована как Апокалипсис в различных народных и литературных дискурсах после 1917 года.

Используя дискурс-анализ автор обращается к различным текстам XIX и XX века, в которых так или иначе упоминается Антихрист, и обнаруживает, что образ Апокалипсиса и Антихриста претерпевает значительные изменения в течение этого времени, и эти изменения зависят от исторического контекста.

Так, в конце XIX века в литературе бытовали различные понимания Антихриста и его явлений в современности. Так, Мережковский считал самодержавие явлением Антихриста, а Константин Леонтьев считал Антихристом либеральную демократию.

В ХХ веке Антихриста находили в среде большевиков. Например, Бердяев считал коммунистов царством Антихриста.  Интересна была аргументация Алексея Толстого, который считал, что истинное социальное равенство должно идти от Иисуса. А если оно идет не от Иисуса, то является проделками Антихриста.

Установление власти большевиков и создание СССР привело к тому, что многие мыслители воспринимали это время как начало Апокалипсиса, а Ленина и, позже, - Сталина – как Антихриста. Эта точка зрения разделяется и многими современными писателями.

Как отмечает автор, во многом это связано с тем, что все новое и неизвестное воспринимается как конец старого мира, а следовательно – как Апокалипсис. В целом же литературная и народная традиция понимания Антихриста мало ориентируется на церковные тексты и очень сильно зависит от исторического контекста.