Мастер-класс Михаила Агапова "Аватары Ермака"

26 мая в ЦСИПИ прошел мастер-класс Михаила Агапова на тему: "Аватары Ермака: монументальные формы репрезентации и актуализации исторической памяти"

  • Михаил Агапов, доктор исторических наук, заведующий сектором социальной антропологии ИПОС СО РАН (Тюмень).

Мастер-класс был посвящен истории памятников Ермаку, которые были рассмотрены как формы репрезентации и актуализации исторической памяти о «покорителе Сибири». Согласно Михаилу Агапову в индуистской мифологии понятие аватара означает воплощение божества в смертное существо при сохранении им частично божественной природы и приобретении отчасти природы земной. Метафорически можно сказать, что всякий памятник историческому персонажу представляет собой его аватар.

По мнению Агапова, обычно продолжительность жизни мемориальных комплексов ограничивается временем существования возводящих их политических режимов, однако в случае с Ермаком возникает феномен «монументальной реинкарнации» исторического персонажа: памятники Ермаку устанавливались и переустанавливались в Российской империи, СССР и постсоветской России. Инкарнация Ермака прошла несколько этапов. Изначально он представлялся российским властям проблемным персонажем. Во второй половине XIX в. постепенно превратился в знаковую фигуру имперского дискурса. Первый памятник Ермаку, поставленный в 1839 г. в Тобольске, увековечил лишь имя казачьего атамана. В 1869 г. Ермак обрел свое первое «телесное» воплощение в виде горельефа одного из 36 «военных людей и героев» на фризе монумента «Тысячелетие России», установленного в Великом Новгороде. Первый мемориал с персональной скульптурной фигурой Ермака был установлен в Новочеркасске в 1904 г. В дальнейшем казацкий атаман воплощался в облике былинного богатыря, первопроходца-фронтирмена и даже хтонического существа. Фигура Ермака была востребована самыми разными сообществами: от дореволюционных казачьих до современных городских.

Сегодня «раскручивание» темы Ермака отвечает интересам целого ряда групп и в немалой мере конституирует их: сторонники и противники установления памятников казацкому атаману, историки и археологи, чиновники, тур-операторы, скульпторы и архитекторы — все они оказываются участниками одного коллектива, складывающегося в связи и на основе различных коммуникаций по поводу фигуры Ермака.

Записей не найдено.