Летняя школа 2014

Сравнительный метод или компаративистика – метод, на «приватизацию» которого с различной степенью успеха покушались различные дисциплины от истории до политологии и социологии. Иные же считают сравнение общенаучным методом, который не может быть «приручен» ни одной из дисциплин. Сравнение, несмотря на откровенную очевидность метода и кажущуюся простоту в применении, тем не менее, продолжает бросать вызов исследователям, которые постоянно оказываются в той или иной методологической ловушке. Сравнительный метод может принимать причудливые формы, иногда вводя в заблуждение, а иногда позволяя придти к новым контринтуитивным выводам.

Целью данной школы является привлечь внимание студентов и молодых исследователей к современному взгляду на компаративистику в различных социальных и гуманитарных дисциплинах, прежде всего политологии и истории, попытаться взглянуть на компаративистику с новым перспектив и открыть для себя новые возможности.

Программа школы позволяет не только освоить современные подходы и техники в сравнительных исследованиях, но и познакомиться с существующими исследованиями, где эти методы были успешно применены. Участники летней школы смогут погрузиться в контекст наиболее актуальных проблем в исторической и политической компаративистике: динамика политических режимов,  политический патронаж и клиентелизм, политические институты и сети в кросснациональной и исторической перспективе, представление о «советском» и его роли для современной России и постсоветского пространства и многое другое. 

Программа летней школы:

  1. лекционные занятия, посвященных основным методологическим проблемам сравнения в социальных науках и истории (проф. Войчек Тыгельски (Wojciech Tygielski)проф. Генри Хэйл (Henry Hale)проф. Любовь ФадееваDr. Николай Митрохин)
  2. практические занятия по:
  • основам «качественного сравнительного анализа» на основе Булевой алгебры (Qualitative Comparative AnalysisQCA) (Алексей Гилёв);
  • основам сетевого анализа (Филипп ЧапковскийКатерина Губа);
  • анализу корреспонденции (Войчек Тыгельски);
  • поведения глубинных интервью в социальных и исторических исследованиях (Николай Митрохин)
  • основы полевых исследований и работа со «сложным полем» (Еско Шмоллер)
  • карты в социальном и историческом сравнительном исследований (технологии GIS и др.) (Макс Шауб)
  • исследование политических порядков: подходы, концепты, методы (Петр Панов)

Лекторы летней школы:

Генри Хэйл (H. Hale), Университет Джорджа Вашингтона, США

Любовь Фадеева, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия

Николай Митрохин, Центр по изучению Восточной Европы при Университете Бремена, Германия

Макс Шауб (Max Schaub), Европейский университет во Флоренции (European University Institute), Италия

Еско Шмоллер (Jesko Schmoller), Университет Гумбольдта (Humboldt Universität zu Berlin), Институт исследований Азии и Африки, Германия

Филипп Чапковский, Европейский университет во Флоренции (European University Institute), Италия & Европейский университет в Санкт-Петебурге, Россия

Алексей Гилёв, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия

Катерина Губа, Томский государственный универститет, PAST, Россия

Петр Панов, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия

Программа.

Язык школы: русский, английский.

Место проведения: Пермский край, курорт Усть-Качка (санаторий "Европейский").Время проведения: период с 7 по 13 июля 2014 года.